Страница 1 из 1

Луаз 967 (ТПК), легкий колесный транспортер амфибия

СообщениеДобавлено: 15 ноя 2013, 00:40
Мака
Все началось с первого опытного образца НАМИ 032, в дальнейшем получившим букву М и ставшим НАМИ 032М, далее 032С (с пластиковой облицовкой), первым серийным ТПК стал ЗАЗ-967, его продолжение и усовершенствование было воплощено в ЛУАЗ 967.

Фотография опытного образца НАМИ 032М:
nami032.jpg


Фотография серийного ЗАЗ 967:
zaz 967.jpg


ЛУАЗ 967 (ТПК):

Луаз 967 – амфибия, сокращенно ТПК – транспортер переднего края. Машина производилась на базе «ушастого» Запорожца в Украине на Луцком авто заводе с 1968 до 1971 года, является разработкой НАМИ.
Машина поистине уникальна и не похожа не на одну другую. ЛУАЗик имел полный привод, с подключаемыми задними колесами, 4 ступенчатую коробку с 1 понижающей передачей, блокировку дифференциала и независимую подвеску, что в значительной мере сказывалось на комфорте его эксплуатации по пересеченной местности. ЛУАЗ был оборудован лебедкой с полезной нагрузкой в 100 кг, лебедка была установлена не для самовытаскивания, а для транспортировки раненых до машины на волокушах, длинна троса 100 метров. По природе своих создателей машина была призвана обслуживать передний край боевых действий, в ее задачи входило: транспортировка раненых, подвоз боеприпасов, сбор разведывательных данных. Так же на базе этой машины устанавливались орудия различного назначения , это: пулеметы, гранатометы и даже противотанковые ракетные установки.

Эргономика ЛУАЗ-967:

Водитель сидит посередине, рычаги управления находятся между ног у водителя, а педали, сцепление слева,тормоз и газ справа.
Бо бокам справа и слева сзади от водителя в пол складываются 2 сидения. Когда сидения сложены, они образуют ровный пол, для транспортировки раненых, в гражданском применении можно использовать как спальные места.
Сидение водителя с откидной спинкой, руль так же может быть опущен до такого положения, когда водитель будет везти машину лежа на спине или на животе. Цельнометаллической крыши у ЛУАЗ 967 нет, он кабриолет, вместо крыши натягивается брезент на специальной раме.
Не шуткой будет сказать, что эта машина летняя.

luaz-2.jpg


Амфибийные свойства машины:
На плаву эта ЛУАЗ чувствует себя не до конца уверенно, так как развивает скорость на воде всего до 2-3 км/ч, в движение приводится за счет вращения колес, водный движитель отсутствует. Данный способ переправы через водные объекты не предусматривает длительное время пребывания на воде в виду большого расхода топлива и не способности противостоять течению и волнению. Ко всему этому двигатель с воздушным охлаждением быстро перегревается не встретив встречного потока воздуха. Но, тем не менее, на ЛУАЗ 967 все по взрослому, имеется даже насос для откачки воды. Осадка машины в воде очень низкая, и резкий крен, может ловко и практически молниеносно отправить машину на дно. На этой модификации машины еще применяется задний откидной борт, в последующих модификациях борт откидываться не будет, так как являлся местом, через которое проникала вода, а в случае его не плотного закрывания приводило к затоплению машины.

luaz-5.jpg


Проходимость ЛУАЗ 967
При снаряженной массе всего в 930 килограмм, независимой подвеске и полном приводе этот автомобиль должен был показать чудеса проходимости, но увы, этого не произошло, в виду конструктивно маленького размера колес. Даже при такой массе пятно контакта слишком мало, чтобы эта машина уверенно чувствовала себя на неустойчивых грунтах. Опять же двигатель с воздушным охлаждением на высоких оборотах и малой скорости быстро нагревается, что не дает возможности активно использовать его в тяжелом бездорожье. У ЛУАЗа была всего одна пониженная передача, т.е. вторая пониженная и газ в пол не про ЛУАЗ. Выход из воды на топкий берег не возможен, так как ЛУАЗ 967 мгновенно вяз в трясине.

luaz-1.jpg


Вывоз раненых с поля боя:
luazik.jpg


В комплект машины входили два трака позволяющие использовать их в качестве моста для переезда траншей и рвов, а так же могли быть использованы в качестве подкладок под колеса на неустойчивых грунтах, по аналогии сегодня спортсменами используются сэндтраки.
Стихия детища Луцкого авто завода это грунтовые дороги, пересеченная местность с достаточно устойчивыми грунтами, именно там он мог быстро и незаметно действовать даже в пылу боя.

Простота конструкции, не всегда положительно сказывается на ТТХ внедорожника-амфибии, с одной стороны лишая машину «Лишних частей» с другой обрекая не мыслимые мытарства агрегаты и экипаж. Все это мог стерпеть город, но не вода и не болото. Гражданская версия запорожца прижилась и стала общедоступным автомобилем для гражданского населения, основной проблемой запорожцев так и осталось недостаточное охлаждение двигателя, в результате мелькали хлебницы для направления встречного потока на двигатель. Не равномерный перегрев приводил к быстрому износу и даже к заклиниванию двигателя.

ЛУАЗ 967М:

autowp.ru_luaz_az_967m_1.jpg


После в 1973 году, ЛУАЗ 967 был модернизирован и получил в названии букву М, что означало - модернизированный (Луаз 967М). Внешне он сильно не отличался от предшественника, но уже имел ряд преимуществ: мощность двигателя возросла до 37 л.с., в виду этого элементы трансмиссии были усилены, одноконтурная гидравлическая тормозная система стала двух контурной. В виду недостаточной ширины колеса у предыдущей модификации были установлены колеса с большей шириной протектора.

luaz-7.jpg


Электрооборудование было унифицировано с более распространенными в то время автомобилями Москвич и УАЗ. Механическая лебедка была установлена в металлический кожух. Задний борт был упразднен. В виду всех доработок длинна машины возросла до 3 метров 68 см, а вес увеличился с полной массы равной 950 кг до 1350 кг. И опять ширины колес и их размера оказалось недостаточно для того, чтобы машина могла свободно выходить из воды на топкий берег, и уверенно передвигаться на тяжелом бездорожье.
Учитывая область применения машины, в поздних модификациях 967го лебедка была упразднена.

Интерьер ЛУАЗ 967М:
luaz_inside.jpg


Технические характеристики ЛУАЗ 967 М 1978 года выпуска:

Число мест: 3 или 1+2 лежа
Масса в снаряженном состоянии: 930 кг
Полная масса: 1340 кг
Максимальная нагрузка на ось: 831 кг - на переднюю, 509 кг- на заднюю
Двигатель: МеМЗ-967А, V-образный, карбюраторный, четырёхтактный, четырёхцилиндровый, верхнеклапанный, воздушного охлаждения
Мощность двигателя: 37 л.с. при 4300 об/мин
Максимальный крутящий момент: 7,2 кгс.м при 2500 об/мин
Диаметр цилиндра: 76 мм
Ход поршня: 66 мм
Рабочий объём: 1198 см°
Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2
Максимальная скорость: 75 км/ч при полной нагрузке
Скорость на плаву: 3-4 км/ч, движение за счет колес.

Габаритные размеры, мм:
- длина: 3735
- ширина: 1445
- высота: 1790 (по тенту)
-дорожный просвет: 285 мм
Погрузочная высота платформы: 800 мм
Применяемое горючее: А-76
Эксплуатационный расход топлива на 100 км: 10 литров
Источник информации: Журнал "Автолегенды СССР" № 66
На момент написания этой статьи, ноябрь 2013 года, цены на эту машину колеблятся от 100 до 270 000 рублей.

ЛУАЗ 972 он же ЛУАЗ 1901 (Геолог):

luaz-geolog.jpg


Но конструктора не дремали и продолжали творить, плодом их безустанного творчества стал сначала: ЛУАЗ 972 он же переименованный в дальнейшем в ЛУАЗ 1901. Эта машина имела уже не 4 колеса как раньше а 6 колес, гидропневматическую подвеску, размерность колеса была значительно увеличена. Теперь все мосты имели самоблокирующийся дифференциал, и отключаемый передний привод. На плаву машина развивала скорость до 5 км/ч все по тому же принципу, за счет вращения колес. Не маловажным был и тот факт, что 1901 мог с ходу преодолевать рвы и окопы шириной до 1 метра 20 см. Хотя облик ЛУАЗА 967 был узнаваем в трехосном вездеходе, ЛУАЗ 1901 был больше похож на луноход чем на привычный ТПК. В связи с развалом СССР, серийное производство освоено не было, ЛУАЗУ 1901 было суждено остаться опытным образцом.

luaz-geolog-plivet.jpg



Дальнейшее развитие ТПК - НАМИ 0281:

Дальнейшее развитие транспортеров переднего края должно было привести к очередной разработке НАМИ: НАМИ 0281. Опытный образец был выпущен в 1989 году. Этот транспортер был воплощением всего того, что так не хватало легким ТПК ЛУАЗ. Это и централизованная подкачка шин, большой размер колеса и широкое пятно контакта, вместительность, водометный движитель, позволяющий свободно передвигаться по водным объектам. Но стремление создать совершенный транспортер переднего края, привело с построению машины больше напоминающей своей формой и функциями БРДМ. Данная конструкция так же не получила продолжения, по крайней мере так утверждают открытые источники…

nami-0281.jpg


Видео: ЛУАЗ 967

Фотографии взяты из открытых источников: Авторы не были указаны.

Другие фотографии ЛУАЗ

СообщениеДобавлено: 15 ноя 2013, 14:35
Мака
С раненым в положении лежа:
luazik4.jpg


Луаз с вооружением:
luazik2.jpg

luazik-5.jpg


Луаз с десантом:
luazik 6.jpg
luazik 6.jpg (40.26 КБ) Просмотров: 17428


ЛУАЗ плывет:
mittel-1191_4720_big.jpg


aaa4.jpg


hammer.jpg


moika.jpg


aaa.jpg

Видео: Луаз 967 (ТПК), легкий колесный транспортер амфибия

СообщениеДобавлено: 08 ноя 2014, 12:57
Мака
Видео ЛУАЗ ТПК:



Видео, Луаз 967 в плавании:


Видео, ЛУАЗ 967 на бездорожье: